Разыскивается автомобильный музей!

Газ-М1

Когда-то давно, в один из вечеров проводя время за просмотром телевизора, мне довелось увидеть один, очень интересный сюжет. В нем рассказывалось о том, что в Алматы открылся первый Казахстанский автомобильный музей, в котором его создатели собрали много уникальных и интересных экспонатов. Так же был не большой видеорассказ о редком правительственном лимузине ЗИЛ 114, преподнесенном в дар данному заведению одним бизнесменом.

За время, что прошло с того момента утекло немало воды. Многое изменилось, причем можно сказать - в лучшую сторону, ведь теперь люди стали гораздо больше интересоваться автостариной. Это подтверждает не только наличие ретро автомобилей на каждом специализированном шоу, что ежегодно проходят в Казахстане, но и возросшая армия частных коллекционеров.

Однако, при всем этом, на сегодняшний день, увидеть в каком-то определенном месте большую часть того, что храниться в частных закромах, не представляется возможным. Приходиться довольствоваться частичками, которые появляются то на одном мероприятии, то на другом, или вовсе случайно встречаются на улице. Это не совсем хорошо, скажете Вы и будете абсолютно правы. Обязательно должна быть территория, на которой подобные экспонаты были бы доступны взору людей, желающих ими любоваться.

И вот размышляя над этим, я вдруг вспомнил, тот самый сюжет о первом автомузее и коллекционных машинах, представленных в нем. Где он, и почему о нем больше ничего не слышно?

Искать ответ на этот вопрос, решено было начать с интернета, в котором спустя какое-то время я натолкнулся на несколько ссылок музея «Retro Car». По всем описаниям, это именно то место, которое мне нужно. Однако, все попытки попасть на специализированный сайт данного заведения, чтобы раздобыть информации побольше, оказались тщетны, – он был заблокирован. Предположение о том, что данного музея больше не существует, напрашивалось само по себе. И что делать теперь: опускать руки, или продолжать поиск дальше? Конечно, продолжать, ведь если даже его нет, то все равно экспонаты или хотя бы информация о них должна где-то храниться, и ее нужно обязательно отыскать.

Сбор информации.

Объездив большую часть Алматинских музеев, и поговорив с их старожилами, а так же людьми, которые бывали в «Retro Car» удалось выяснить следующее: музей антикварных автомобилей был открыт во второй половине девяностых в здании на пересечении улиц Жандосова-Умбетбаева. Перед его входом красовался армейский внедорожник Второй мировой войны ГАЗ-67, а внутри располагались тридцать шесть автомобилей и пятнадцать мотоциклов! Изюминкой этой немалой коллекции считался «ХОРЬХ - 930» - собранный вручную редкий спортивный автомобиль класса люкс с кузовом кабриолет. Основатель музея и его компаньоны уверяли, что именно этим Хорьхом пользовался Лаврентий Берия. Так же там находились: редчайший правительственный ЗИС-110 1951-о года, который был выменян у предыдущего владельца на новый бортовой УАЗ; трофейный ГАНОМАК 1939-о года; ЗИЛ-117, напичканный радио и спецсвязью из сопроводительного картежа генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева; «полуторка» ГАЗ-АА с очень интересной историей о молодом парне, который угнал этот грузовик, после чего продержал у себя в сарае сорок пять лет; а так же тот самый лимузин ЗИЛ-114, о котором рассказывали в сюжете. Как оказалось, именно этот автомобиль был передан из Московского гаража особого назначения для Первого Секретаря Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева. В пост перестроечные времена правительственный лимузин купили бизнесмены из Жамбыла (ныне Тараз), после чего передали авто в фонд Кунаева.

Когда именно «Retro Car» прекратил свое существование, и какие экспонаты были в нем еще, – до конца неизвестно. Не удалось встретиться и с его главным основателем, - выяснилось что, он уже давно уехал из страны и связаться с ним довольно проблематично.

Иные места.

После всего вышеизложенного поднимается целый ряд вопросов:

- что же делать теперь?

- неужели в Казахстане нет никакого другого места, в котором можно было бы увидеть интересный экспонат колесной техники?

- если есть, то где эти места и что в них находиться?

По поводу первого скажу следующее: придется ждать пока не откроется еще одно заведение подобного толка. Кстати, разговоры об этом идут не первый год, и надеюсь, в скором будущем кто-нибудь нас обязательно обрадует.

Что же касается остальных вопросов, то ответ на них кроется в нашем отчете о поездках по республике и посещении различных музеев.

Отчет.

  1. г. Алматы и близь лежащие районы:

- жители и гости города Алматы, проезжая по улице … могут увидеть ветхий с виду автомобиль, стоящий на высоком постаменте с гордо приподнятым «носом». Это никакая не бутафория, стилизованная под старый военный грузовик, а самый настоящий полуторатонный ГАЗ-АА, конца «тридцатых», начала «сороковых» годов, в котором все до последнего винтика оригинальное и технически исправное! Данный раритет был востановлен рабочими и инженерами 2-го Автокомбината во главе с его директором Аканом Камельбековым для Первомайской демонстрации Ленинского района, на которой он прошел во главе колонны. Спустя какое-то время, в 1980-м, ветерана советского автомобилестроения было решено поставить на вечную стоянку, чтобы каждый желающий смог его увидеть.

-в Алматинской области, Жамбылском районе, селе Жамбыл, по улице «Жамбыла» располагается «Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева», в котором среди множества предметов, принадлежащих одному из самых выдающихся акынов-импровизаторов, храниться его личный ГАЗ-М1. По внешнему виду данный автомобиль не так давно прошел реставрационные работы, но при всем этом сохранил огромное количество аутентичных деталей. Данный экспонат, если честно поразил, ведь сегодня «Эмка» уже сама по себе редкость, а встретить ее в почти оригинальном состоянии вообще что-то нереальное. Подобных экземпляров не только в Казахстане, но и на всей территории пост советского пространства осталось очень мало.

  1. г. Астана:

На территории специализированной пожарной части №2 в этом году, в преддверии дня столицы открылся музей пожарных и спасателей Департамента по ЧС Астаны. В его трех основных залах можно увидеть много важного и поучительного, но нам хочется рассказать о постаменте пожарного автомобиля, что стоит перед главным входом. Кому-то может показаться, что в этом грузовике, одетом в пожарную «униформу» нет ничего необычного т.к. подобных было и остается довольно много. Это не так! Сам по себе он очень редкий, ведь это МАЗ-205, выпускавшийся с 1947, по 66 годы. В свое время, благодаря большой грузоподъемности, данная модель была очень востребована в строящейся стране и поэтому почти все ее экземпляры, отработав до полного изнеможения, ушли на пенсию, как металлом (иными словами: попросту исчезли). МАЗ, стоящий же на постаменте прожил жизнь иначе (с 1964 по 2005-ый он нес боевую вахту на огневом посту в г. Семее), и благодаря этому мы имеем возможность увидеть его, почти, в первозданном виде. Что примечательно, все сорок лет службы автомобиль находился в исправном состоянии и даже после списания, до Астаны добрался своим ходом.

  1. г. Костанай:

В парке Победы в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне был открыт музей под открытым небом, в котором представлено четырнадцать макетов боевой техники. Среди уникальных танков, как Т-34, Т-62 и т.д. в экспозиции представлены артиллеристская установка «Катюша», на базе довоенного грузовика ЗИС-5 и бронеавтомобиль БА-10 на базе трехосной нижегородской полуторки ГАЗ-ААА. Разумеется, у обеих моделей, кроме внешнего сходства нет ничего общего с настоящими боевыми машинами и их реальными «донорами», - т.к. они собраны специально для данного музея по подобию оригинальных версий на базе нынешней техники. Однако, как бы то ни было, работа людей, которые возвели с нуля эти колесные экспонаты оценивается на отлично, ведь сходство просто поразительное.

  1. г. Шымкент:

Посетителей, пришедших в краеведческий музей, который находиться по ул. Казыбек би, встречает, стоящий входа очень редкий трактор - «Универсал У-1». Это изделие Ленинградского завода «Красный путиловец», появившееся на свет в начале «тридцатых» годов, имеет своеобразную внешность и необычную «начинку», которые советские конструкторы, в свое время, скопировали с американского трактора «Формал» (сближенные передние колеса и двигатель, работающий на керосине). Когда-то именно эти трактора стали первенцами в массовой механизированной обработке пропашных культур, и именно они подтолкнули вперед всю советскую отрасль тракторостроения. На сегодняшний день сохранившихся «У-1» почти не осталось. Об этом свидетельствуют фотографии шымкентского экземпляра на некоторых российских сайтах, которые специализируются на истории тракторов «Универсал».

P.S. по мимо вышеописанных экспонатов, жителям и гостям различных городов нашей Родины могут встретиться другие, не менее редкие, механические представители колесной техники былых лет, о которых будет интересно узнать не только нам, но и нашим читателям. Поэтому, если Вам что-то известно, или Вы располагаете подобной информацией, огромная просьба, - напишите нам об этом. Адрес электронной почты редакции ….

P.S.S. Разбирая огромное количество информации о жизни Казахстана в довоенные годы и отыскивая во всем этом следы автомобилей, нам попалась очень интересная информация, которая рассказывает о том, когда впервые на нашей родине зародилось автомобильное движение.

По информации, опубликованной в газете «Семиреченские областные ведомости» за 1915 год, в городе Верном (ныне Алматы) был зарегистрирован первый автомобиль. Это был Мерседес-Бенц (фото 1), купленный в Москве одним купцом. Однако, эта же газета несколькими годами ранее (в 1913-м) уже рассказывала на своих страницах о том, что в этом же городе наряду с лошадиными повозками единственный в ту пору автомобиль возил людей на скачки. К тому же есть данные, которые свидетельствуют о том, что 13 июля 1914 года в Верный прибыли два автомобиля системы «Лаурин и Климент», так же для перевозки людей. Как это понимать, и что является правдой - разобрать сложно. Но как бы, то ни было вся эта информация опровергает написанное в газете «Социалистическая Алма-Ата» за 1936 год о том, что в дореволюционном Казахстане автомобильного движения не было вовсе. Еще один интересный факт о начале автомобильного движения в Казахстане обнаружился в Историка краеведческом музее Жамбылской области. В нем на стене одного из смотровых залов несколько лет назад красовалась фотография с изображением автомобиля (фото 2), чью марку, модель и год выпуска определить не удалось. Под снимком была табличка с надписью: «Первый автомобиль в г. Аулие Ата (Тараз). 1903 год.».

МАЗ-205 пожарная

5 Катюша на базе довоенного грузовика ЗИС-6

4 БА-10 на базе грузовика ГАЗ-ААА

7 ХТЗ 15-30 1930 год, стоящий на территории краеведческого музея

6 Редчайший трактор Универсал-У1, встречает посетителей перед входом в музей. г Шымкент

9 фотография из историко краеведческого музея Жамбылской области. Первый автомобиль в Алие Ате (ныне Тараз) 1903 год

8 Масштабная модель Катюши - БМ-13 находиться в доме армии. г. Алматы

1 ГАЗ-АА на постаменте по проспеку Райымбека

материал предоставлен редакцией журнала "КАЗ-auto"

11.04.2016 в 09:15    2134

Материал подготовил(а): Viper


Комментарии

Комментариев пока нет



Последние обсуждения

Насильнику, убившему 6-и летнюю девочку из Актау - беспрекословно требовать смертную казнь, в ... Двойная смерть детей при пожаре в Павлодаре

Владимир Кашпаренко

30.11.2016 в 02:49

,,,,, Проверить онлайн штрафы за нарушения ПДД на сайте auto.kz

Азат

29.11.2016 в 20:19

прибить таких матерей которые так делают Дважды выкинуть новорожденных в туалет и получить за это всего 1,5 года тюрьмы

Исахан

26.11.2016 в 13:21

У меня зарплата 50000 тенге если отдать 25000 тенге как я содержу семью грааабяяяят ауууууу ... Обязательное страхование для всех водителей или сколько стоит страховка на автомобиль в Казахстане? 

Алик

25.11.2016 в 23:28

Офигеть расценки... человеческую жизнь в 70к оценила 54-летняя женщина заказала убийство сожителя

Viper

25.11.2016 в 19:39

жесть... Одни сутки за решеткой за выброшенный окурок

Viper

25.11.2016 в 18:15

Неужели достойнай награда нашла "героя"... Алматинский полицейский осужден за "сотрудничество" с сутенерами

Viper

22.11.2016 в 18:27

Мы в социальных сетях

Мобильные приложения

iPhone/iPad
Android

Auto.kz автомобильный портал Казахстана

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт AUTO.kz, для печатных изданий — с формулировкой «По материалам интернет-автопортала AUTO.kz»

2013 - 2016 © AUTO.kz

Яндекс.Метрика