Номенклатурный заднемоторник

модели Татры

Отвечая на вопрос о том, - «ездили ли по дорогам СССР, в последние два-три десятилетия, автомобили иностранного производства, кроме тех, что были с дипломатическими номерами?», многим придется призадуматься. Причина такой задумчивости – их очень малое количество, которое принимать во внимание, наверное, не стоит. Однако, если брать весь иностранный автотранспорт без исключения, на этот же вопрос можно ответить совсем иначе: - были ГДРовские грузовики «ИФА» и микроавтобусы «Баркас»; польские легкие развозные фургоны марки «Жук» и «Ныса»; а так же чешские полуторки «Авиа» и самосвалы «Татра»...

Постойте, постойте, а ведь на Татре выпускали не только большегрузную технику, но и легковые автомобили. Были ли они в СССР?

О легковых Татрах…

Первый легковой автомобиль на одной из старейших и знаменитых компаний восточной Европы собрали еще летом 1897 года. И был это не просто какой-то трехколесный самодвижущийся экипаж, а спецтранспорт для графа Поттинг-Першинга – главы австрийского автоклуба. Машина получилась отличная, отчего на фабрике специализирующейся до того на выпуске вагонов решили перенаправить все усилия в новое русло - автомобилестроение. За последующие тридцать пять лет ворота предприятия «Татра» покинуло много интересных моделей, среди которых были Т11, Т70 и Т80. Но выпуск стандартных гражданских версий не было конечной целью, и уже в 1934-м миру был представлен первый лимузин компании – Татра Т77. Это был первый серийный автомобиль в мире с аэродинамическим кузовом, – нечто невообразимое для того времени, учитывая заднемоторную компоновку, двигатель воздушного охлаждения и стоимость сопоставимую с ценами на Роллс-ройс и Майбах. Спустя пару лет выпустили усовершенствованную версию этой же модели - Т87, которая продержалась на производстве до 1950 года.

Следующий виток в истории выпуска представительских автомобилей случился в 1956-м, когда на всеобщее обозрение была представлена Татра Т603, – модель получившая известность далеко за пределами родной Чехословакии.

Военная помощь.

14 мая 1955 года случилось событие, которое вогнало в ужас многие капиталистические страны, - подписан Варшавский договор (документ оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли Советского Союза). Однако, вопреки всем злым языкам, сие действие позволяло не только оказывать военную помощь странам участникам (а их было семь), но так же разрешало между ними сотрудничество в гражданских направлениях, будь то машиностроение или изготовление мебельной фурнитуры.

Для автомобильной промышленности это был глоток свежего воздуха, ведь открывались новые горизонты сбыта, предшествующие в свою очередь, расширению производства. Для советских автопредприятий: ВАЗа, ГАЗа, ЗИЛа и т.д. конечно ничего нового не произошло – им не хватало мощностей для охвата даже внутреннего рынка, чего не скажешь о европейцах, которые смотрели на тот же рынок, как на большой лакомый кусок. Таким образом, на территорию бывшего СССР попали те самые грузовики, микроавтобусы и автомобили с незнакомыми иностранными названиями.

Что касается участия во всем этом чехословацкого партийного лимузина Татра Т603, то оно заключалось в следующем: эти автомобили поставляли в СССР, как служебный автотранспорт для партийных и политических руководителей, взамен денег, которые чехи должны были за оказание ряда услуг или полученные материалы. Так же многим директорам крупных предприятий, которые заказывали самосвалы Татра, для полной комплектности «впаривалось» по одному легковому автомобилю (разумеется, не бесплатно), после чего велись долгие и дорогостоящие переговоры по их обслуживанию и ремонту. Кстати о цене: модель Т603 обходилась советскому союзу вдвое дороже горьковской «Чайки», хотя выглядела несколько хуже, была меньше и не такой удобной! По этой причине многие Татры, прибыв в Москву, вскоре отправлялись на периферию – в распоряжение каких-нибудь райкомов, где немного поколесив и заработав «диковинную болячку» доживали свой век, стоя на приколе в старых пыльных гаражах.

Чешский взгляд.

Если говорить о Т603, как автомобиле, то следует отметить факт, свидетельствующий о том, что люди увидев это творение инженерной и дизайнерской мысли не могли оставаться к нему равнодушными. Слегка перефразировав и немного утрируя можно сказать так: новая Татра либо покоряла сердца людей, либо наносила им душевные травмы. И дело здесь не в чем-то конкретном, как может показаться, а картине в целом: конструкция имела хребтовую раму (такое в автомобилестроении больше никто не применял), заднемоторную компоновку (необычное явление для этого класса), довольно странную заднею подвеску – качающуюся на полуосях, а благодаря через чур округлым формам, это респектабельное транспортное средство обладало очень низким коэффициентом аэродинамического сопротивления, что позволяло разгоняться двухтонной махине до ошеломительных, для середины «пятидесятых», 160 км/ч. Именно последнее, подтолкнуло чешское руководство выдвинуть эти машины в раллийный и кольцевой автоспорт, где они в последствии, будут показывать неплохие результаты и вновь напомнят всему миру о великом европейском автопроизводителе.

Не для народа.

Широкой мировой публике новоиспеченный автомобиль из Чехословакии был представлен на выставках Италии, Франции и США, где по задумке руководства страны и партии должны были отыскаться потенциальные покупатели. Но ожидаемого ажиотажа вокруг необычной Татры не произошло, - за последующие годы там было продано считанное количество «шестьсот третьих». Оценили данное транспортное средство только в странах бывшего соцлагеря, а на выставке в западногерманском Висбадене даже наградили Золотой лентой за стиль, концепцию и элегантность (солидарность тогда была в почете). Не лучшим образом обстояли дела со спросом в самой Чехословакии, - там этот автомобиль не поступал в розничную продажу, отчего предприятию оставалось довольствоваться мизерными заказами от госучреждений и верхушек власти. Хотя при всем этом стоит отметить что, как у себя на родине, так и в других дружественных странах рекламная компания модели Т603 разворачивалась невероятно широко. Было огромное количество плакатов, на которых правительственный лимузин, окрашенный в яркие, совсем не номенклатурные, цвета находился в окружении прекрасных особ женского пола, - причем иногда полуобнаженных. Постоянно транслировались видеоматериалы о технических особенностях автомобиля, которые позволяют добиваться успехов в автоспорте и т.д. Для чего это делалось, до сих пор не ясно.

p.s. за девятнадцать лет на производстве модель Т603 дважды получала обновление. Первое, в 1962-м, - тогда заводчане избавились от странной головной оптики, состоящей из трех элементов, которые заменили обычной формулой из двух сдвоенных блок фар. Второе, в 1968-м, – на автомобиль наконец-то начали устанавливать дисковые тормоза.

Татра и женская красота

Tatra T603компоновка TatraT603 60-х годовдвух тонная татра

По материалу корреспондента О. Зотова, журнала "КАЗ-auto"

18.10.2016 в 10:55    1223

Материал подготовил(а): Viper


Комментарии

Комментариев пока нет



Последние обсуждения

Да в школах сейчас отношение к физическому состоянию школьников не из лучших. Мой сын учится в 5 ... Стала известна причина смерти школьника из Астаны

Родитель

02.12.2016 в 21:49

Тяжело видеть, как умирают дети. Почему школьный врач не смог оказать первую помощь? Почему ... Стала известна причина смерти школьника из Астаны

Сагидолла

02.12.2016 в 19:46

Насильнику, убившему 6-и летнюю девочку из Актау - беспрекословно требовать смертную казнь, в ... Двойная смерть детей при пожаре в Павлодаре

Владимир Кашпаренко

30.11.2016 в 02:49

,,,,, Проверить онлайн штрафы за нарушения ПДД на сайте auto.kz

Азат

29.11.2016 в 20:19

прибить таких матерей которые так делают Дважды выкинуть новорожденных в туалет и получить за это всего 1,5 года тюрьмы

Исахан

26.11.2016 в 13:21

У меня зарплата 50000 тенге если отдать 25000 тенге как я содержу семью грааабяяяят ауууууу ... Обязательное страхование для всех водителей или сколько стоит страховка на автомобиль в Казахстане? 

Алик

25.11.2016 в 23:28

Офигеть расценки... человеческую жизнь в 70к оценила 54-летняя женщина заказала убийство сожителя

Viper

25.11.2016 в 19:39
Последние сообщения с форума

  Отели и хостелы это прошлое. Разве что срочно нужно где-то переночевать. Только тогда это вариант.  Кто куда любит прокатиться на выходных?

nesmeyanov

03.12.2016 в 19:12

Я путешествую летом дикарём. Этим летом побывал на оз.Шалкар Сев. Казахстанской обл. Это км.70 от Кокчетава . Природа .как в Боровом,но ... Кто куда любит прокатиться на выходных?

lerik53

03.12.2016 в 16:15

Ребята, те кто путешествует по Казахстану. Где обычно останавливаетесь? Отели/хостелы? Не спите же вы в машинах, правильно я понимаю? ... Кто куда любит прокатиться на выходных?

Viktor26

02.12.2016 в 20:49

Бери то что больше нравится , то к чему душа лежит, не верь слухам что Bmw капризная и постоянно ломается просто у людей которые это ... Что лучше взять студенту?

vaynah___95_909799596

30.11.2016 в 23:11

 Всем доброго дня, я студент, 19 лет, хочу приобрести машину, в районе 2.5-3 млн. Ну родители конечно же оплачивают, думаю что бы взять, ... Что лучше взять студенту?

Alinur

29.11.2016 в 19:26

Мы в социальных сетях

Мобильные приложения

iPhone/iPad
Android

Auto.kz автомобильный портал Казахстана

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт AUTO.kz, для печатных изданий — с формулировкой «По материалам интернет-автопортала AUTO.kz»

2013 - 2016 © AUTO.kz

Яндекс.Метрика